Каталог статей

Главная » Статьи » Всё о ДЕТЯХ » - до ГОДА

зачем человеку ползать?
Журнал «АИСТЁНОК», 2005, 2

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПОЛЗАТЬ? 

Раннее развитие сейчас вошло в моду. Неутомимые родители готовы буквально с пеленок учить детишек читать, писать и говорить. Специальные кубики с буквами и геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно предусмотренное самой природой и весьма полезное занятие, но о нем почему-то забывают. Речь идет о ползании. 

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в будущем зависит многое: и способность грамотно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам. Именно посредством ползания человек начинает передвигаться в пространстве. 
Однако в нашей культуре к ползанию относятся как к чему-то не очень важному. Обычно мамы помнят, когда ребенок сел, встал, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько существует различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить. 
Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их кроха «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к возникновению проблем с пространственной ориентацией в дальнейшем. Ребенок путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону. Подросший малыш подчас похож на медвежонка: он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги (под, на, позади, впереди, над, у и т.д.), трудно ориентироваться по картам-схемам, даже самым простым. Вполне возможно, что все это отголоски пропущенного в младенчестве ползания. 

Половая цивилизация 

Известный апологет раннего развития Глен Доман утверждает, что существует очень сильная зависимость между ползанием и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, собственных руках, том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем. 
Поскольку у первобытных народов отсутствовали полы и дети были лишены возможности ползать, у них не развивалось ближнее зрение, а это вело к отсутствию письменности и цивилизации. 
«Покажите нам культуру, — говорит Доман, — где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад». 
Таким образом, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие. 

Человек ползущий 

Ползание — самый удобный для ребенка способ двигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такая активность совершенствует связи между полушариями, а от этих связей впоследствии зависит координация движений при беге, игре в мяч, лазании, письме и т.д. Кстати, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет делать это «неправильно», выдвигая вперед одноименные руку и ногу. А ведь выдвижение разноименных конечностей позволяет гораздо лучше сохранять равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом! 
У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду: когда «ползунок» станет активно исследовать окружающее пространство, у вас наконец-то появится больше свободного времени. 

Можно ли научить ползать? 

Конечно. Если ваш семимесячный кроха наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако прежде чем приступить к ним, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. А ваши слишком рьяные попытки научить малыша ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста. 
Если же врач не находит у младенца никакой патологии, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно следующей. 

1. Предоставьте крохе свободное пространство для ползания! 
У ребенка, который целый день находится в кроватке или манеже, просто нет возможности поползти. 
Но прежде чем переселять малыша на пол, подготовьте безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, лекарства, сигареты и пепельницы, бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали, которые можно проглотить, электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки поставьте специальные заглушки. После того как все опасные предметы будут удалены из поля зрения и зоны досягаемости малыша, подумайте, как сделать первое путешествие ребенка интересным. Выделите в шкафу полку, с которой он сам смог бы доставать игрушки или одежду. Моя младшая дочь, например, обожала вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте крохе возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго перебирать. 

2. Создайте потребность в ползании. 
Я не случайно привожу историю, которую рассказал мой знакомый врач-ортопед. Она очень поучительна. 
«Однажды меня вызвали посмотреть малыша, который в 10 месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, у ребенка было две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило младенцу потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему привычный стереотип не дал результата, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня малыш уже ползал вовсю, а через 2 месяца пошел». 
Освоить новый способ передвижения поможет привлекательная игрушка (желательно, музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было продвинуться вперед совсем чуть-чуть. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда кроха наконец достигнет заветной цели, искренне похвалите его. А в следующий раз дистанцию можно немного увеличить. 
Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой»: лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, после чего отталкиваются ими и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Очень скоро кроха научится вставать на четвереньки и ползать «классическим» способом. 

3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки, дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры. 
Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным вырастет. 

4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего. 
Однажды к семимесячной Наденьке пришла в гости ее десятимесячная подружка. Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла. 
Если у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример — ползайте вместе с малышом! 

Упражнения, стимулирующие ползание 
1. Возьмите ребенка под мышки и подойдите к столу. На краю стола поставьте на коленку сначала одну ножку малыша, потом другую. Итак, кроха стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте младенца вниз, побуждая опереться о стол раскрытыми ладошками. Теперь ребенок стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте в таком положении. 
2. Как и в предыдущем упражнении помогите ребенку встать на четвереньки и покачайте в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а оба конца держите сверху над малышом. В таком положении кроха может производить движения руками. 
3. Также можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик несложно сделать самим: сверните тугим «рулетом» подушку и перевяжите веревкой. Главное — дать малышу почувствовать положение на четвереньках. 

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ползание — очень важный этап в развитии маленького человека, знаменующий качественно новый уровень познания окружающего мира. Помогите малышу научиться ползать, и у него появится мощный стимул для развития не только опорно-двигательной, но и нервной системы. 

Инесса СМЫК

Категория: - до ГОДА | Добавил: MaraMaxi (06.08.2009)
Просмотров: 812 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
- до ГОДА [3]
- от 1 до 3 [1]
- от 3 до 5 [1]
- дошкольники [2]
- школьники [1]
беременость и роды [4]
Пользовательского поиска
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0







    Получить WMR-бонус на свой кошелек!