Каталог статей

Главная » Статьи » Развитие, Творчество, Отдых РЕБЁНКА » развитие ребёнка и навыки

Как привить любовь к чтению.
Журнал «Аистенок», 2002, №12

Наталья Кулакова 
КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ 


Как же превратить процесс чтения книг в увлекательное занятие, во время которого малыш будет выполнять активную роль? Ну конечно же, сделать несколько книжек вместе с ребенком. Некоторые психологи и педагоги, например Сесиль Лупан, считают, что помогут ребенку полюбить чтение самодельные книжки. Такая книга может стать не просто предметом, купленным в магазине, а результатом игры, ваших совместных действий. Такую книгу ваш ребенок уж точно полюбит. Вы можете сочинить вместе текст (если малыш уже говорит), нарисовать картинки или приклеить фотографии (скрепите несколько папок-карманов в скоросшивателе или сделайте гармошку-раскладушку). Начните, с книжки “про себя”, “семью”, где будет сам малыш, его мама, папа, любимые игрушки, занятия. Четкие подписи под картинками помогут малышу в освоении самостоятельного чтения (об этом речь еще впереди). Психологи (Галина Монина, Елена Лютова), кстати, считают, что самодельная книжка может помочь в решении какой-то проблемы ребенка, например, малыш боится играть на детской площадке. Вы можете сделать книгу “про смелого Мишу”, где будет то, как он качается на качелях, катается с горки, играет с детьми, ему весело, она не боится, многократное чтение такой книжки поможет малышу преодолеть свои страхи. 
Что должны знать родители, которые взялись за обучение чтению своего чада (или просто уже пора в школу, так что придется в этом участвовать). Во-первых, какие существуют методики обучения чтению, хотя бы в общих чертах. Во-вторых, то, что стратегии, которые используют взрослые при чтении отличаются от стратегий, которыми пользуется ребенок, который еще только учится читать. У взрослого слово включено в сложную знаковую систему, и, конечно же, мы не прочитываем его побуквенно или послогово, скорее, это некий образ, нам важна грамматика слова, потому что в тексте именно за счет нее сцепляются слова друг другом. Представьте, что вы читаете переводную книжку, в которой часто встречается труднопроизносимая иностранная фамилия. Вы ее не читаете, а как бы узнаете “в лицо”, а, ориентируясь на окончание, встраиваете ее в предложение. Когда вы закроете книгу, то едва ли сумеете назвать, что это была за фамилия. Для ребенка, который только начинает читать, все слова похожи на эту труднопроизносимую фамилию. А как ему приходится воспринимать их, во многом зависит от методики обучения чтению. Грубо все методики можно разделить на две группы: когда из “мелких деталей” (букв, слогов и т.д.) конструируются слова, и наоборот, когда знакомство с буквами происходит только после того, как ребенок уже читает слова. 
Звуко-буквенный метод. Он принят в традиционной общеобразовательной школе, а также в группах по подготовке к такой школе. По этой методике сначала изучаются разные характеристики звуков, то, какими они бывают: твердыми, мягкими, звонкими, глухими, гласными, согласными и т.д. Потом звуки складываются в слоги (большинство родителей помнит все это еще из своего детства). Метод, потребует от родителей максимально сосредоточиться и самим разобраться во всех лингвистических тонкостях. Этот метод едва ли подходит для совсем маленьких детей (младше 4-5 лет), ведь складывать приходится из мельчайших деталей, при этом ребенку постоянно приходится сопоставлять зрительный образ буквы со звуковым образом (это касается и других методик, в которых обучение идет от частей к общему). В методиках же второй группы это несущественно (обучение можно начинать учить чуть ли не с рождения). 
Если все-таки вы решились “складывать буковки”, помните, что алфавитное произнесение буквы и звук, который ему соответствует, часто не совпадают. Например, М – это не ЭМ, а, в словах, скорее, М (коротенький), поэтому, если вы научите малыша правильному алфавиту, ему будет трудно складывать слова: МАМА превратится в ЭМА-ЭМА, а ПАПА в ПЭА-ПЭА. 
Кстати, именно это учитывается в “Азбуке Льва Толстого” (переиздана в современной орфографии в 1994 году). Обучая ребенка отличать буквы одну от другой, вы как раз должны будете называть их “коротко”, чтобы потом было удобно складывать в слоги. Л. Н. Толстой расположил все слоги (гласный + согласный) в большую таблицу: на горизонтальной оси БА-ВА-ГА-ДА и т.д., а на вертикальной: БА-БЕ-БО-БУ и т. д. Ребенок, познакомившись с буквами, учится складывать и раскладывать слоги. Слова распределены в столбики разной степени трудности. Есть здесь предложения и тексты, поистине маленькие литературные шедевры. 
Есть и чисто Слоговое обучение, когда ребенку преподносятся слоги, а не звуки или буквы. Разумеется, сначала те, что попроще: МА, БА, БУ, МИ и т.д., а потом более сложные: КОТ, НОС, ТРУ, ПРЕ и прочие. Как правило, все идет хорошо, пока слова и слоги простые, а когда переходишь к более сложным, и у детей, и у родителей возникают трудности с разложением-сложением. Ребенок при этом сопоставляет зрительный образ слога со звуковым образом. 
Другая группа методик – те, в которых звуки и буквы ребенок узнает уже после того, как освоит чтение. 
Самой популярной среди них можно считать Методику раннего обучения чтению и сто-счету Н. А. Зайцева (так называемые кубики Зайцева), ее используют уже во многих детских садах и некоторых школах, а появилась она лет двадцать назад в Петербурге (тогда Ленинграде), разработал ее Николай Александрович Зайцев. По этой методике дети учатся читать по складам, написанным на картонных кубиках. Причем склад совсем необязательно равен слогу. Складом может быть либо одна гласная, либо одна согласная, либо сочетание гласной и согласной (МА-МА, СО-Н, К-РО-Т), всего в русском языке складов – 236. Пособие продается с подробной инструкцией, включает в себя выкройку кубиков, которые нужно разрезать и собрать родителям, причем кубики делятся на “железно-золотые”, “деревянно-золотые” и т. п. в зависимости от того какие склады на них написаны. В “звонкие” кубики можно положить монетки, в “глухие” – деревянные калабашечки и т. д. Кроме кубиков еще в комплект входят специальные плакаты со складами и видеокассета. Стоит это удовольствие недешево, а от родителей требует много сил и времени, но само обучение проходит легко и как бы играючи. Только нужно в течение дня несколько раз обращаться к кубикам. Ребенок, выучившийся читать по этой методике, не будет допускать некоторых ошибок при письме, сработает зрительная память (ведь складов ЖЫ-ШЫ, ЧЮ-ЩЮ и т. д. просто нет). Обучение, правда, едва ли можно начинать раньше двух-трех лет. 
Легче и быстрее всего по этой методике обучаются дети с ведущим левым полушарием (те, у которых ведущая правая рука, правый глаз, правое ухо). Проверить, относится ли к этому типу ваш ребенок очень легко: попросите послушать часики, которые лежат на столе перед ребенком (строго по центру), каким ухом он наклонится, то и ведущее. Чтобы определить ведущий глаз, предложите малышу посмотреть через небольшое отверстие в листочке, который он будет держать перед собой на вытянутых руках, на вашу переносицу. Вы увидите только один глаз ребенка через отверстие. Какой рукой он пользуется, просто понаблюдайте, например, какой рукой он откручивает пробочку. Кстати, для правополушарников больше подойдет традиционная школьная методика. Подробнее прочитать об этом вы сможете в книге Еремеевой В. Д., Хризман Т. П. “Мальчики и девочки: два разных мира”. 
Метод целых слов. Подходит для обучения с самого рождения. Вы показываете ребенку слова на картонных карточках (они должны быть написаны печатными красными буквами, высота букв 7 см..). Работа с карточками происходит в определенном порядке, по несколько раз в день, каждую карточку ребенок должен наблюдать совсем короткое время, чтобы она не успела ему наскучить. Количество карточек с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии. Как это делать, подробно написано в книгах Глена Домана, который и является автором этой методики (есть у него также книги по обучению математике и о том, как дать ребенку энциклопедические знания). От слов вы переходите к словосочетаниям, а потом к целым предложениям, постепенно уменьшая размеры букв, делаете книжки-самоделки и т. п. Предполагается, что в определенный момент количество переходит в качество, ребенок сможет читать не только знакомые по карточкам слова, но и любые другие. Причем, в основном, молча. Так как вы не имеете права контролировать ребенка, “экзамены” отобьют у него всякую охоту учиться. Методика требует колоссальных затрат времени и сил. Кроме того, не так хорошо подходит для русского языка, как для английского, дело в том, что, научив ребенка читать, МАМА, вы оставляете в стороне: МАМЕ, МАМУ, МАМОЙ и т. д. Сделать такое количество карточек, чтобы охватить всю грамматику, просто нереально. Для английских же слов окончания не так существенны. 
Немного особняком стоит методика обучения чтению и письму Марии Монтессори. Сначала дети учатся “писать”, ощупывая “письменные” шершавые буквы и работая с подвижным алфавитом букв, написанных от руки, а уж потом начинают читать (иногда этот процесс идет одновременно). Все это сопровождается речевыми играми и упражнениями по расширению словарного запаса и т. д. Создать дома Монтессори-среду практически невозможно, слишком много понадобится дидактических материалов, так что, скорее всего, ребенка нужно будет водить в какую-то группу. Постарайтесь узнать побольше о Монтессори-педагогике вообще и определить, насколько вам это подходит. Проверьте лицензию и сертификат у тех, кто приглашает в такие группы (“настоящих” групп на самом деле очень мало, да и стоит это недешево). 
Еще одна необычная методика обучения чтению “Песочная грамота” (авторы Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.), в которой используется песок (небольшая домашняя песочница), маленькие фигурки, в названиях которых есть буква, которую вы будете отрабатывать, сама буква. И много фантазии, буква эта принцесса сказочно страны, в которой…Сказка и игра помогут вам разобраться в грамоте. Немаловажно, что на песке можно лепить и писать (пальчиком или палочкой) буквы, разрушать, стирать и снова строить Город букв. У ребенка не возникает боязни неудачно что-то сделать. 
Какую методику вы не изберете, учитывайте интересы своего ребенка, его темперамент, возраст, интересы и т. д. Может, вам подойдет какая-то смешанная методика. Лишь бы всем было удобно. 
Помните, что вы сами должны быть примером для малыша, ведь он вам подражает, если вы не любите читать, едва ли он захочет читать один. 
Не забывайте развивать мелкую моторику и речевое дыхание, тогда у него не будет проблем с чтением. 
Используйте не только зрительный и слуховой каналы, но еще и тактильные ощущения. Лепите буквы из пластилина, сшейте и набейте паролоном, пишите “невидимой палочкой” какую-то букву прямо на ладони или на спине малыша (пусть отгадает, что это за буква). Будьте изобретательны. 
Поменяйтесь с малышом ролями (вы будете первоклашкой, который читает по слогам, постоянно запинаясь), пусть маленький учитель поможет вам. Ему будет не так тяжело, что он пока еще плохо читает.

Категория: развитие ребёнка и навыки | Добавил: MaraMaxi (06.08.2009)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
развитие ребёнка и навыки [4]
творчество [1]
всё для отдыха (детские игры) [2]
Пользовательского поиска
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0







    Получить WMR-бонус на свой кошелек!